+7(499)265-76-86+7(903)214-61-39

Лицензия

Каждая организация, осуществляющая предрейсовый и послерейсовый медосмотр водителей должна иметь соответствующую Лицензию.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ Статья 20. Основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям при осуществлении ими деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны:

  • организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения;
  • организовывать и проводить с привлечением работников органов здравоохранения предрейсовые медицинские осмотры водителей.

Приложение к приказу Министерства здравоохранения РФ от 15 декабря 2014 г. N 835н Порядок проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров

  1. Предсменные, предрейсовые и послесменные, послерейсовые медицинские осмотры проводятся медицинскими работниками, имеющими высшее и (или) среднее профессиональное образование, медицинской организацией или иной организацией, осуществляющей медицинскую деятельность (в том числе медицинским работником, состоящим в штате работодателя *(7)) (далее — медицинская организация) при наличии лицензии на осуществление медицинской деятельности, предусматривающей выполнение работ (услуг) по медицинским осмотрам (предрейсовым, послерейсовым), медицинским осмотрам (предсменным, послесменным).

Письмо Минздрава РФ от 21 августа 2003 г. N 2510/9468-03-32 «О предрейсовых медицинских осмотрах водителей транспортных средств») установлено, что предрейсовые медицинские осмотры водителей автотранспортных средств проводятся медицинским работником организаций, а также медицинскими работниками учреждений здравоохранения на основании заключаемых договоров между организациями и учрежденииями здравоохранения. Предрейсовые медицинские осмотры проводятся только медицинским персоналом, имеющим соответствующий сертификат, а медицинское учреждение — лицензию.

В соответствии с приведенными выше требованиями Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 г. N 291, медицинские осмотры (предрейсовые, послерейсовые) являются медицинской деятельностью и подлежат лицензированию.

Постановление Верховного Суда РФ от 15 августа 2014 г. N 18-АД14-29 Судья Верховного Суда Российской Федерации Меркулов В.П.

рассмотрев жалобу защитника ООО «Темрюкское управление морского транспорта» (далее ООО «Темрюкмортранс») Трефиловой Я.В. на постановление судьи Темрюкского районного суда Краснодарского края от 18 декабря 2012 г., решение судьи Краснодарского краевого суда от 15 января 2013 г. и постановление заместителя председателя Краснодарского краевого суда от 28 января 2014 г., вынесенные в отношении ООО «Темрюкмортранс» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установил: постановлением судьи Темрюкского районного суда Краснодарского края от 18 декабря 2012 г., оставленным без изменения решением судьи Краснодарского краевого суда от 15 января 2013 г., ООО «Темрюкмортранс» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 250000 рублей.

Постановлением заместителя председателя Краснодарского краевого суда от 28 января 2014 г. указанные судебные акты оставлены без изменения.

Защитник Трефилова Я.В. обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с жалобой, в которой просит об отмене состоявшихся в отношении ООО «Темрюкмортранс» судебных постановлений.

Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы защитника Трефиловой Я.В. свидетельствует об отсутствии оснований для удовлетворения данной жалобы.

Частью 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).

В силу пункта 46 части 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» медицинская деятельность (за исключением деятельности, осуществляемой медицинскими и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково») подлежит лицензированию. Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 г. N 291 утверждено Положение о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково») (далее — Положение).

В соответствии с пунктом 3 Положения медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно приложению, которые выполняются при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях. Требования к организации и выполнению указанных работ (услуг) в целях лицензирования установлены Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 11 марта 2013 г. N 121н.

Согласно пункту 7 указанных Требований, а также перечню работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность (приложение к Положению), к данной деятельности отнесены медицинские осмотры (предрейсовые, послерейсовые). Из материалов дела об административном правонарушении следует, что на основании распоряжения Главного государственного сани-тарного врача по Темрюкскому району от 26 сентября 2012 г. N 260р-22-2012 в ООО «Темрюкмортранс» проведена плановая выездная проверка соблюдения требований санитарного законодательства и законодательства в сфере защиты прав потребителей (л.д. 6-8).

В ходе проверки выявлены нарушения требований санитарного законодательства, а также факт нарушения порядка проведения предварительных осмотров, что зафиксировано в акте проверки N 194 от 26 октября 2012 г. (л.д. 9 — 13). 26 октября 2012 г. должностным лицом Управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю в Темрюкском районе в отношении ООО «Темрюкмортранс» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которому 25 октября 2012 г. в 10.00 часов в ходе планового мероприятия по контролю установлено, что в медицинском пункте Общества осуществляется медицинская деятельность по проведению медицинского осмотра водителей и докеров-механизаторов без наличия специального разрешения — лицензии, санитарно-эпидемиологическое заключение отсутствует.

Фактические обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении (л.д. 5), распоряжением о проведении проверки от 26 сентября 2012 г. N 260р-22-2012 (л.д. 6-8), актом проверки от 26 октября 2012 г. N 194 (л.д. 9-13), копией журнала медосмотра докеров-механизаторов (л.д. 24-33), копией журнала медосмотров водителей ООО «Тем-рюкмортранс» (л.д. 34-40), копией должностной инструкции медицинской сестры (л.д. 41-44), которым была дана оценка на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Таким образом, совершенное ООО «Темрюкмортранс» деяние образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Довод жалобы о том, что ООО «Темрюкмортранс» не может быть привлечено к административной ответственности за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), поскольку Общество является коммерческой организацией, и основная цель его деятельности состоит в извлечении прибыли, нельзя признать обоснованным. Исходя из диспозиции части 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административная ответственность за совершение предусмотренного данной нормой правонарушения наступает за осуществление без специального разрешения (лицензии) лицензируемого вида деятельности, не связанной с извлечением прибыли.

ООО «Темрюкмортранс» осуществляло подлежащую лицензированию медицинскую деятельность в виде медицинских осмотров водителей и докеров-механизаторов. Эти осмотры проводились в отношении работников данного Общества и для организации его работы. Другим организациям услуги по проведению медицинских осмотров с целью извлечения прибыли Обществом не предоставлялись.

Таким образом, осуществляемая ООО «Темрюкмортранс» медицинская деятельность не была связана с извлечением прибыли, а потому Общество обоснованно привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

То обстоятельство, что ООО «Темрюкмортранс» является коммерческой организацией, и основная цель его деятельности состоит в извлечении прибыли, в данном случае для квалификации действий юридического лица по части 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях правового значения не имеет.

Довод жалобы о том, что, исходя из Типового положения по организации предрейсовых медицинских осмотров водителей автотранспортных средств, в случае проведения такого осмотра штатным медицинским сотрудником юридического лица, прошедшего соответствующую подготовку, лицензия не требуется, является несостоятельным.

Пунктами 1.2, 1.4 Типового положения об организации предрейсовых медицинских осмотров водителей автотранспортных средств (Письмо Минздрава РФ от 21 августа 2003 г. N 2510/9468-03-32 «О предрейсовых медицинских осмотрах водителей транспортных средств») установлено, что предрейсовые медицинские осмотры водителей автотранспортных средств проводятся медицинским работником организаций, а также медицинскими работниками учреждений здравоохранения на основании заключаемых договоров между организациями и учреждениями здравоохранения. Предрейсовые медицинские осмотры проводятся только медицинским персоналом, имеющим соответствующий сертификат, а медицинское учреждение — лицензию.

Вместе с тем в соответствии с приведенными выше требованиями Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 г. N 291, медицинские осмотры (предрейсовые, послерейсовые) являются медицинской деятельностью и подлежат лицензированию.

Однако указанное требование закона ООО «Темрюкмортранс» не выполнило, осуществляло данный вид деятельности, не связанный с извлечением прибыли, без лицензии, за что обоснованно привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Доводы жалобы не опровергают установленных судом обстоятельств и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу об административном правонарушении судебных постановлений. Постановление о привлечении ООО «Темрюкмортранс» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел. Административное наказание назначено ООО «Темрюкмортранс» в пределах санкции части 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации постановил: постановление судьи Темрюкского районного суда Краснодарского края от 18 декабря 2012 г., решение судьи Краснодарского краевого суда от 15 января 2013 г. и постановление заместителя председателя Краснодарского краевого суда от 28 января 2014 г., вынесенные в отношении ООО «Темрюкмортранс» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу защитника ООО «Темрюкмортранс» Трефиловой Я.В. — без удовлетворения.

Судья Верховного Суда Российской Федерации В.П. Меркулов.

© 2020 «АвтоМедСервис»
Пользовательское соглашениеСообщить о проблеме
+7(499)265-76-86+7(903)214-61-39
Мы в соцсетях